Игорь Лиханов: «Перезагрузка» давно назрела
Предметом обмена мнениями стали, главным образом, федеральные законы, принятые на последнем перед парламентскими каникулами заседании Государственной Думы. По словам Николая Говорина, нижняя палата приняла целый ряд «очень трудных документов».
Один из них – закон об обманутых дольщиках который неделю назад краевой парламент обсуждал в формате круглого стола. «К счастью, по сравнению с другими регионами проблема дольщиков у нас не такая острая», - констатировал депутат, добавив, что в самой худшей ситуации находится Подмосковье, где количество обманутых дольщиков продолжает расти.
- Что происходит на самом деле? Страховые компании, которые страхуют дольщиков от возможных рисков, по существу являются подразделениями застройщика. Людям этого никто, понятное дело, не объясняет, и они надеются, что они застрахованы. А когда застройщик объявляет себя банкротом, то автоматически все его структурные подразделения тоже свертываются. И людям предлагают одно – идти в суд. В итоге дольщики погрязают в судах на многие годы!
Говоря о новом законе, Николай Говорин оценил его как «очень хороший и надежный». Согласно документу, отныне государство берет на себя ответственность компенсировать, в случае форс-мажора, затраты дольщиков на жилье. Созданный на новых правовых условиях компенсационный фонд, с одной стороны, будет накапливать средства (1,2 процента от средств застройщика), а с другой стороны, все расходы застройщика теперь должны быть прозрачными: он вправе осуществлять их только под контролем банка. По словам депутата, «не будет больше ситуаций, когда застройщик хватает 3,4 или даже 5 объектов и потом их бросает».
К плюсам нового закона Николай Говорин отнес и создание реестра недобросовестных застройщиков, который также будет стоять на защите дольщиков. Если у строительной компании сомнительная репутация, ни один участник долевого строительства не захочет иметь с ней дело, - справедливо полагает законодатель.
В числе других федеральных законов депутаты обсудили также долгожданный закон об основах приграничного сотрудничества в Российской Федерации, который лежал на рассмотрении в Госдуме с 2010 года.
По оценке Игоря Лиханова, для Забайкальского края это важнейший закон, поскольку общая протяженность государственной границы с КНР и Монголией составляет почти 2 тыс. км, а территории 12 муниципальных районов являются приграничными. Одной из самых острых проблем приграничья глава краевого парламента назвал отток населения, который «возможно остановить только за счет их социально-экономического развития». Игорь Лиханов напомнил горькую статистику оттока жителей: за 20 лет численность населения в приграничных районах Забайкалья уменьшилась почти на 100 тысяч человек, то есть более, чем на четверть.
По словам Лиханова, с принятием федерального закона тема приграничного сотрудничества должна стать для регионального парламента «номером один». Такая «перезагрузка» краевого законодательства, по оценке спикера, давно назрела.
Еще одним актуальным вектором работы органов власти на местах он считает заключение соглашений о сотрудничестве с сопредельными государствами. «Закон дал право заключать такие соглашения не только на краевом уровне, но и на муниципальном, поэтому работа в этом направлении должна быть активизирована», - отметил Игорь Лиханов.
Наша справка. Приграничными районами Забайкальского края являются: Акшинский, Борзинский, Газимуро-Заводский, Забайкальский, Калганский, Краснокаменский, Красночикойский, Кыринский, Могочинский, Нерчинско-Заводский, Ононский и Приаргунский районы. По данным министерства международного сотрудничества и внешнеэкономических связей края, суммарная численность населения в этих районах в 1992 году составляла 358 300 человек; к 2015 году она составила 255 672 человека.
Лидерами по убыванию населения являются Ононский, Калганский, Нерчинско-Заводский и Акшинский районы. Численность жителей Оноского района в 1992 году составляла 16 800 человек, в 2015 – 10 181 (уменьшение на 39,4 %). В Калганском районе в 1992 году проживало 13 тыс. жителей, к 2015 осталось 8 125 (сокращение на 37,5%). Нерчинско-Заводский район в 1992 году насчитывал 15 700 жителей, в 2015 – 9 871 (37,1%), Акшинский район за этот период потерял 35,6% населения (1992 – 14900 человек, 2015 – 9 594).
Наименьшее количество жителей за указанный период покинули Забайкальский район (6,9%), Газимуро-Заводский (18,8%) и Красночикойский (20,5%).